«Современная стратегия развития педагогического
потенциала муниципальной системы
образования в рамках инициативы
«Наша новая школа»
24 августа 2011года
В образовательной системе
Скопинского муниципального района сегодня происходят огромные перемены,
направленные в первую очередь на модернизацию образования.
Реализуется национальная
образовательная инициатива «Наша новая школа».
В основу данного проекта
положены пять направлений:
*развитие учительского
потенциала;
*обновление образовательных
стандартов;
*создание системы
поддержки талантливых детей;
*обеспечение условий для
развития здоровья детей;
*создание современной
школьной инфраструктуры.
Главным результатом
стратегической инициативы должно стать соответствие школьного образования целям
опережающего развития.
Прошел «Год Учителя» как
дань уважения благородному учительскому
труду. Решается проблема повышения престижа и социальной защиты педагогов.
С 1 января вступила в
силу новая процедура аттестации
педагогических работников и переход на новую систему оплаты труда, что позволит
использовать сэкономленные денежные средства в системе образования на стимулирующую часть заработной платы.
По итогам 2010-2011
учебного года определились педагоги, имеющие более высокий профессиональный
уровень. Это:
-Скрипкина Татьяна
Васильевна – учитель начальных классов Горловской школы;
-Хоткина Наталья
Дмитриевна – учитель химии и биологии Горловской школы;
-Миранова Александра
Павловна – учитель начальных классов Желтхинской школы;
-Честных Евгения Ивановна
– учитель географии Вослебовской школы;
-Куканчиков Владимир
Семенович – преподаватель-организатор ОБЖ Ильинской школы;
-Климова Светлана
Николаевна – учитель русского языка и литературы Чулковской школы;
-Ларюшкина Наталья
Юрьевна – воспитатель Секиринского детского сада;
-Зыкина Светлана
Викторовна – воспитатель Лопатинского детского сада.
Учитель информатики
Горловской средней школы Скрипкин Владимир Евгеньевич вошел в число победителей
по итогам 3 Конкурса проектов «Школа будущего вместе с Интел» среди
общеобразовательных школ. Результат его участия - класс мобильной техники в количестве 28
машин.
Завершается подготовка к
переходу с 1 сентября на федеральные государственные образовательные стандарты
нового поколения.
Переход на новые
образовательные стандарты предполагает повышение качества образования. В районе
проведена большая работа по переходу на ФГОС. Около 6 млн. рублей затрачено на
оснащение современным оборудованием учебных кабинетов, спортивных залов,
пищеблоков. Учителя начальных классов прошли курсовую подготовку по новым
стандартам. Все классные комнаты для 1 классов отремонтированы.
В связи с модернизацией
системы образования перестраивается вся методическая работа. Акцент делается
прежде всего на внедрение новых учебно-методических комплексов. Развитие
системы диссиминации инновационного опыта учителей - победителей национальных проектов, лидеров
муниципальной системы образования, организовано по следующим направлениям:
-проведение
мастер-классов,
-работа стажерской площадки,
-участие в конкурсах,
семинарах различных уровней,
-проведение презентаций,
творческих отчетов;
-публикация лучшего
педагогического опыта педагогов в ежемесячном
информационно-методическом бюллетене РИМЦ «Вестник образования».
Такие учителя как
-Бычкова Наталья
Васильевна – учитель биологии Лопатинской школы;
-Мерзлякова Любовь
Евгеньевна – учитель начальных классов Горловской школы;
-Лебедева Наталья
Александровна– учитель русского языка и литературы Секиринской школы
направляют свою
образовательную деятельность в инновационный режим.
Одним из основных
приоритетов развития системы муниципального образования является обеспечение
условий для получения учащимися качественного общего образования независимо от
места жительства. Завершен основной объем необходимых структурных изменений, в
рамках оптимизации сети образовательных учреждений. Окончательно сложилась сеть 8 средних школ (1
опорная, 6 базовых, 1 самостоятельное учреждение)
и 12 филиалов. 23 единицы школьного транспорта будут осуществлять перевозку детей. Дорожные покрытия школьных маршрутов в
основном отремонтированы.
Создание подобной
образовательной сети позволит старшеклассникам одной школы при необходимости
воспользоваться образовательными услугами других школ, что обеспечит более полную
реализацию их познавательных потребностей.
Базовая школа по отношению к филиалам функционально будет выступать в качестве
ресурсного центра, так как она лучше укомплектована учебным оборудованием,
имеет более сильные и квалифицированные педагогические кадры.
Современная жизнь
предъявляет к выпускникам сельской школы качественно иные требования.
Новая школа - это современная система оценки качества
образования, которая должна обеспечивать нас достоверной информацией о том, как
работают отдельные образовательные учреждения и система образования Скопинского
муниципального района в целом.
Одним из показателей
качественного обучения считается единый государственный экзамен. В 2010-2011
учебном году из 83 выпускников 11 классов не выдержали испытание 2 ученика
из Шелемишевской и Гремячковской школ.
18% выпускников получили
золотые и серебряные медали.
6 выпускников – золотые
медали – Вослебовская, Чулковская, Горловская, Мало-Шелемишевская, Побединская
и Клекотковская.
9 выпускников серебряные
– Чулковская, Горловская, Ильинская – 2, Вослебовская, Полянская – 2,
Павелецкая СОШ №1.
206 выпускников 9 классов
проходили государственную итоговую аттестацию в традиционной и новой формах.
50% подтвердили свои знания, 50% показали знания выше. 1 выпускник не был допущен
к итоговой аттестации (Вослебовская школа).
Поступило в ВУЗы 52 человека, что составляет 63 % от общего количества выпускников.
В условиях модернизации
системы образования возрастает роль инновационной деятельности, так как
возникает потребность достижения нового качественного образования. Происходит
внедрение инноваций в учебный процесс по следующим направлениям:
-раннее изучение
иностранного языка со 2 класса,
-раннее изучение
информатики,
-организация
предпрофильного обучения в 9 классе,
-профильное обучение в 10
классе,
-углубленное изучение
отдельных предметов,
-предшкольная подготовка.
Используется широкий
спектр инновационных форм и методов в учебно-воспитательном процессе:
-разноуровневое обучение,
-модульное обучение,
-проектная деятельность,
-исследовательская
деятельность,
-использование ИКТ
технологий и интернетресурсов и др.
На муниципальном уровне
разработана основная общеобразовательная программа начального общего
образования по внедрению ФГОС., вносятся изменения в уставы школ.
Необходимо развивать
творческую среду для выявления особо одаренных детей в каждой школе. В нашем
районе поддержка одаренных детей осуществляется черед муниципальную
подпрограмму «Одаренные дети».
Одним из мероприятий этой
программы является проведение школьного и муниципального этапов Всероссийской
олимпиады учащихся по 19 предметам. Приняли участие 369 ребят. 140 победителей
определились на муниципальном этапе. Хочется особенно отметить учащихся
Мало-Шелемишевской, Корневской, Вослебовской, Лопатинской, Горловской школ.
Победителями
Всероссийской олимпиады школьников стали дети Мало-Шелемишевской, Корневской и
Горловской школ. Одаренные дети – отличники учебы – победители олимпиад
получают стипендию главы администрации района. Наибольшее количество
стипендиатов из Мало-Шелемишевской, Горловской
и Ильинской школ.
Во всех образовательных
учреждениях ведется плановая работа по охране здоровья учащихся. Организована
диспансеризация, иммунизация, профилактика здорового образа жизни. В новом
учебном году необходимо организовать работу по созданию медицинских кабинетов
во всех базовых школах. В Вослебовской школе – медкабинет лицензирован, в
Горловской школе закуплено оборудования на 97 тысяч рублей.
Интересная и
увлекательная школьная жизнь становится важнейшим условием формирования
здорового образа жизни. Учащиеся вовлечены в физкультурно-оздоровительную
работу. На базе школ действует 20 отделений по различным спортивным
направлениям, в которых занимается более 300 детей. Это количество
недостаточно. Существует реальная необходимость увеличения кружков спортивной направленности.
За последние годы
развивается оздоровительная инфраструктура. Приобретаются тренажеры, укомплектовываются спортзалы.
В 2011 году на эти цели
израсходовано 212 тысяч рублей.
Большое внимание
уделяется обучению здоровьесберегающим навыкам занятий физкультурой и спортом,
а также более широкому привлечению школьников и молодежи к здоровому образу
жизни. В прошедшем учебном году в районе прошло около 20 спортивных
мероприятий.
Учащиеся школ района приняли участие в зональных областных
соревнованиях по настольному теннису, шашкам, шахматам, лыжным гонкам,
волейболу среди юношей и среди девушек, футболу. Победители стали участниками
областного финала, это - волейбольная
команда юношей Вослебовской школы, воспитанники Беляева Бориса
Борисовича,, туристическая команда Ильинской школы, воспитанники Куканчикова Владимира Семеновича, Команда шашистов Рождественской школы,
воспитанники Сороки Григория Николаевича,
имеющая в своем составе 4
кандидатов в мастера спорта, традиционно является участницей не только областных,
но и всероссийских состязаний, имеет призеров чемпионатов Европы и мира в личном зачете.
Любовь к спорту и детям
отличают таких преподавателей физкультуры как:
-Сорока Григорий
Николаевич – Рождественская школа;
-Мартынов Владимир
Иванович – Шелемишевская школа;
-Куканчиков Владимир
Семенович – Ильинская школа;
-Вуколов Вячеслав
Данилович – Желтухинская школа;
-Беляев Борис Борисович –
Вослебовская школа.
Данные учителя отмечены
благодарностью главы администрации муниципального образования – Скопинский
муниципальный район.
Заботясь о здоровье
детей, совершенствуется работа по организации школьного питания. 100% наших
ребят получают горячие обеды.
1 млн. 012 тыс.рублей
направлено на оснащение пищеблоков технологическим оборудованием и более 1
млн.рублей на ремонт столовых Горловской и Лопатинской школ.
Большую воспитательную
значимость имеют пришкольные летние лагеря, где планируется оздоровительная
работа в каникулярное время. На базе 10 школ отдохнули 289 детей. Лагеря работали по таким направлениям как:
экологическое, туристско-краеведческое, военно-патриотическое,
спортивно-оздоровительное, труда и отдыха.
Дети работников бюджетной сферы отдыхали в загородных лагерях Рязанской
области. 70 учащихся из Вослебовской, Чулковской, Ильинской, Шелемишевской,
Побединской школ работали по договору с Центром занятости по благоустройству
населенных пунктов и пришкольных территорий.
Учащиеся школ района
принимают участие в лесовосстановительных мероприятиях. В рамках федеральной
программы «Больше кислорода» учащиеся Чулковской, Павлецкой СОШ №1, Ильинской,
Лопатинской, Корневской, Вослебовской и других школ разбили дополнительно
лесные питомники.
Обеспечение
государственных гарантий доступности дошкольного образования и его нового
качества - важнейшие направления модернизации российского образования.
Сеть
дошкольных образовательных учреждений включает 16 муниципальных детских садов и
4 образовательных учреждения, реализующих программы дошкольного образования, с
общим количеством детей в них – 480 чел.
Охват детей дошкольным
образованием в нашем районе увеличился с 62% до 70%.
С начала нового учебного
года снимается очерёдность в МДОУ «Детский сад «Радуга» в связи с
реконструкцией учреждения и открытием дополнительной группы детей на 25 мест.
В Чулковской школе
открывается дошкольная группа на 20 человек. В данном населенном пункте не было
детского сада. Это позволит удержать
преемственность в рамках программы «Дошкольное образование – начальная школа – основное
звено».
Большинство дошкольных
образовательных учреждений района
наращивают качество образования своих воспитанников, работая в
инновационном режиме:
-создание
предметно-развивающей среды посредством
оборудования игровых и учебных зон;
-приобщение дошкольников
к истокам народной культуры, музейная деятельность (во всех дошкольных
учреждениях созданы уголки старины, музеи, комнаты старины «Русская изба»);
- раннее обучение
детей с 4 лет английскому языку
(Успенском, Побединском и Корневском ДОУ);
-логопедическая помощь
детям, имеющим определённые недостатки речевого развития (МДОУ «Детский сад
«Радуга», «Успенский детский сад», «Побединский детский сад», «Корневской
детский сад»; «Павелецкий детский сад»,
«Мало-Шелемишевский детский сад», «Полянский детский сад»).
Более 3 млн.рублей
направлено в текущем году на совершенствование материально-технической базы
дошкольных учреждений.
Поиском путей обновления
и повышения качества образования дошкольных образовательных учреждений
занимаются творчески работающие педагоги, такие как:
-Григорьева
Елена Викторовна («Павелецкий детский сад») – лучшая игровая площадка и участок
МДОУ;
-Праслова
Маргарита Анатольевна (Детский сад «Радуга») – дипломант Всероссийского
конкурса «Детские сады - детям» в номинации «Лучший сельский детский сад»,
-Васина
Елена Васильевна (Корневской детский сад)- дипломант Всероссийского конкурса
«Детские сады - детям» в номинации «Лучший педагогический коллектив»,
-Селина
Надежда Ивановна (Побединский детский сад)- призёр областного конкурса за
лучшую программу работы с семьёй.
-Любомирова
Зоя Георгиевна, воспитатель Успенского детского сада, 2-е место во
Всероссийском конкурсе «Детские сады-детям» в номинации «Лучший воспитатель»,
-Ларюшкина
Наталья Юрьевна, воспитатель МДОУ «Секиринский детский сад», одна из
победителей муниципального конкурса педагогических работников МДОУ на получение
гранта главы администрации муниципального образования – Скопинский
муниципальный район;
-Зыкина
Светлана Викторовна, воспитатель МДОУ «Лопатинский детский сад», одна из
победителей муниципального конкурса педагогических работников МДОУ на получение
гранта главы администрации муниципального образования – Скопинский
муниципальный район.
Ключевыми проблемами
обеспечения доступности и качества дошкольного образования остаются:
-необеспеченность
нуждающихся местами в ДОУ «Успенский детский сад», «Мало-Шелемишевский детский
сад». Данные учреждения заявлены на реконструкцию;
-отсутствие компьютеров в
детских садах не позволяет организовать современное информационное
пространство.
Реализация молодежной
политики на территории Скопинского муниципального района ведется по следующим
направлениям:
- патриотическое
воспитание;
- профилактика опасных
заболеваний и формирования здорового образа жизни;
- поддержка талантливой молодежи,
развитие детских общественных
организаций;
- содействие решению
жилищных проблем молодых семей.
Приоритетным направлением
молодежной политики стало развитие добровольческой деятельности.
Базовым документом
является Муниципальная целевая программа «Развитие добровольчества на территории
муниципального образования – Скопинский муниципальный район Рязанской области
на 2011 – 2015 годы», действующая в районе с 29 декабря 2010 года. Сегодня на
базе образовательных учреждений района создано 16 волонтерских отрядов
различной направленности. Количество добровольцев по сравнению с прошлым
учебным годом увеличилось на 52%.
По итогам областного
Конкурса социально значимых проектов программ волонтерских отрядов по
гражданско-патриотическому воспитанию победителем стал коллектив Чулковской школы
Дипломами областного
смотра-конкурса на лучшую постановку патриотической работы в образовательных
учреждениях были отмечены Чулковская СОШ
и Секиринская СОШ.
Призером областного
конкурса по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних
стала Вослебовская СОШ.
В целях организации
работы по предупреждению и пресечению правонарушений, связанных с незаконным
оборотом наркотиков, в образовательных учреждениях района проведено анонимное
анкетирование учащихся, в котором приняло участие более 600 человек. В марте 2011 года на территории нашего района, в рамках
диагностики немедицинского потребления наркотических средств проведено
обследование 71 учащегося от 15 лет и старше в базовых школах района. Из
прошедших тестирование, не выявлено ни одного допускающего немедицинское
потребление наркотических средств. С октября по декабрь 2010 года во
всех образовательных учреждениях района проведены интернет-уроки
антинаркотической направленности «Имею право знать!».
В каждой школе есть активисты,
лидеры с ярко выраженными
организаторскими способностями, благодаря им развивается волонтерское и
детское и молодежное общественное
движение на территории Скопинского района:
- в финале регионального
конкурса лидеров детских общественных объединений «Команда ХХ1 века» приняла
участие учащаяся Ильинской СОШ
Колотовкина Наталья;
- в финале регионального
конкурса лидеров и руководителей молодежных и детских общественных объединений
«Лидер XXI века» - учащаяся Корневской школы
Громова Нина;
- учащиеся Ильинской школы
– в сборе активистов детских общественных объединений Рязанской области
«Весна-2012»;
- Пригодская Нина
Иосифовна, вожатая Ильинской школы - в работе Школы Общественного молодежного
парламента Рязанской области.
- молодые специалисты социальной
сферы села, учителя Лопатинской школы Ирина Анатольевна Прибылова и Светлана
Ивановна Евсеева - во II Конференции Рязанского регионального
отделения Российского союза сельской молодежи.
- молодежная делегация -
во втором Форуме православной молодежи «Крепкая молодая семья – будущее
России».
Учащиеся образовательных
учреждений района были участниками и становились призерами и дипломантами
областных и районных конкурсов, смотров, фестивалей:
- по итогам областного
детско-юношеского конкурса-фестиваля «Слово доброе посеять»: в номинации
«Художественное слово» Сидоров Александр, учащийся Мало-Шелемишевской СОШ занял
2 место;
Курмакаев Сергей, учащийся
Гремячковской СОШ - отмечен грамотой «За исполнительское мастерство»;
в номинации «Юные прозаики» Маслов Василий, учащийся МОУ
«Чулковская СОШ» занял 2 место;
- произведения Маврина
Дмитрия, учащегося Катинской СОШ вошли в литературный сборник «Самый счастливый
день»;
- ежегодно проходит
фестиваль детско-юношеского самодеятельного творчества «Россыпи России».
Благодаря фестивалю выявляются юные таланты
в различных творческих направлениях. Лунина Алина, учащаяся Мало-Шелемишевской СОШ заняла 3 место в областной
открытом конкурсе детской эстрадной песни «Путь к успеху».
- участники областного
конкурса детского рисунка, посвященного Дню Победы советского народа в Великой
Отечественной войне 1941 – 1945
г.г. «Подвигу жить в веках!» Богатырь Мария, учащаяся
Горловской СОШ и Павлова Мария, учащаяся Секиринской СОШ награждены дипломами
за творческий подход в раскрытии темы;
- в образовательных
учреждениях района прошли различные мероприятия в рамках акции «Мир в ладонях»,
организованной под эгидой 50-летия
первого полета человека в космос. Учащиеся Вердеревской СОШ приняли участие в
сборах детских общественных организаций «К звездам».
Ежегодно проходит конкурс
«Лучшая молодая семья». В этом году победителем стала семья Гусевых, Наталья Сергеевна - учитель Чулковской СОШ.
Одной из приоритетных
задач органа опеки и попечительства является профилактика социального
сиротства.
Всего на учете в органе
опеки и попечительства состоит 68 несовершеннолет
|